Progressive rockJazz RockFusion

Биография

Группа If образована в 1969 году в Великобритании. Состав: Дик Моррисси – тенор и сопрано саксофоны, флейта. Дэйв Квинси – альт и тенор саксофоны. Терри Смит – соло гитара. Джон Милинг – клавишные, вокал. Джим Ричардсон – бас гитара. Деннис Эллиот – ударные. Дж. В. Ходкинсон – ведущий вокал. Если в какой-то группе и присутствует дух джаз-рока, так это в IF. Появившись в самом начале 70-х, эта крайне популярная новаторская британская группа стала создателем удивительной смеси различных музыкальных направлений. Создателями этой группы стали высококлассные джазовые музыканты. Сюда же входили и более молодые исполнители. И группа была немедленно принята в мир поп и рока. В основном, джазовая музыка сильно полагается на импровизацию известных , хорошо отточенных стандартов. Но в конце 60-х годов такой подход не воспринимался, так как большинство музыкантов прогрессивного рока оказались более предприимчивые, нежели их оппоненты из джаза. Своим рождением джаз-рок обязан колоссальному успеху американских групп Blood, Sweat & Tears и Chicago, которые привнесли определенную прозрачность и блюзовую энергию в джаз. IF появилась в 1969 году; новая группа приступила к выработке своего собственного звука и подхода к музыке. Они использовали насыщенные саксофонные и гитарные аранжировки с применением молодого и талантливого вокалиста. Такая новая концепция открывала новые пути для музыкантов, которые порой прозябали в безвестности и страдали от безденежья. IF записывала удачные альбомы, интенсивно гастролировала по Европе и Америке, играя для большой и благодарной аудитории. Группа старалась также использовать и все преимущества рок-музыки. Когда некоторые члены IF собрались в марте 1997 года, чтобы снова объединиться, они долго и громко смеялись, вспоминая былые времена. Они собрались для того, чтобы отпраздновать выпуск давно утерянного концертного альбома, совсем недавно обнаруженного в архивах. По свидетельству участников группы, именно эта пластинка наиболее полно передает дух группы. Основателями IF по праву считаются саксофонист Дик Моррисси (родился в Саттоне, Суррей, в 1939 году) и гитарист Терри Смит (родился в Лондоне 20-го мая 1943-го года). Оба музыканта в свое время стали призерами журнала “Melody Maker”. Эти двое были молодыми львами лондонской джаз сцены. В детстве Дика называли вундеркиндом, слушая его игру на саксофоне и флейте. Действительно, его игра вдохновляла. Он создал собственный квартет с легендарным барабанщиком Филом Сименом и пианистом Гарри Саутом. Также, Дик некоторое время играл с Animals Big Band and Georgie Fame. Терри Смит, владевший свободно скоростной техникой игры на гитаре, был несколько раз отмечен Диком. Поэтому, неудивительно, что вдвоем они решили записываться и создавать новую музыку. Третьим основателем группы был другой выдающийся и страстный музыкант – Дэйв Квинси (родился в сентябре 1939 года). Этот человек был знаменит также своей вежливостью и организованностью. Музыкант играл на альт и тенор саксофонах. Втроем они подобрали отличного фронтмена и вокалиста Дж. В. Ходкинсона (родился в Ланкашире в 1949 году), чей блюзовый вокальный стиль был немного похож на пение Стива Винвуда из группы Traffic. Напоследок, в группу пригласили Джона Милинга (родился в Сомерсете в 1942 году) на клавишных, бас гитариста Джима Ричардсона (родился в феврале 1941 года) и барабанщика Денниса Эллиота (родился в Лондоне в 1950 году). Деннису было только 19 лет, когда он пришел в группу, а еще раньше он играл в Shevelles and Ferris Wheel. Когда группа, наконец-то, была сформирована в 1969 году, Дик, Терри и Дэйв все еще числились членами J.J. Jackson Greatest Little Soul Band In The Land (в которую входило целых 10 музыкантов). Руководство данной командой осуществлялось американским продюсером Лью Футтерманом. Вспоминает Терри Смит: «Мы все принадлежали этой группе. Однажды, ее менеджер проиграл нам записи групп Blood, Sweat & Tears and Chicago. Он также поинтересовался – не могли бы мы создать нечто подобное. Лично он был полностью уверен в успехе. Ведь иногда, сами того не подозревая, мы играли очень похожую музыку.» Еще раньше, Футтерман продюсировал «звезд» джаза, таких, как Бенни Голсон, а также певца Джимми Витерспуна и органиста Джека МакДаффа. Когда он услышал Моррисси, подыгрывавшего Витерспуну, менеджер был просто поражен и немедленно предложил Дику и Терри стать участниками J. J. Jackson. Дэйв Квинси был приверженцем рок-н-ролла и начинал еще в самом начале 60-х в группе Jet Harris & The Jet Blacks. Его стали ассоциировать с Терри Смитом после их встречи в беккенгемском джазовом клубе “Three Tunes” (графство Кент). Здесь он познакомился с наиболее известными британскими джазменами, такими как Ронни Скотт, Тубби Хэйс и Фил Симен. Квинси утверждает, что Дэвид Боуи использовал кое-что для своей артистической лаборатории из сессионного арсенала этого клуба. Говорит Дэйв: «Я начал писать музыку и как и играть на саксофоне довольно рано, и когда Дик с Терри решили собрать группу, то они обратились именно ко мне. Я вспомнил о вокалисте Ходкинсоне, с которым работал в группе Джимми Никола. А Никол иногда помогал записываться самому Ринго Старру из Битлз!» Квинси считал, что Ходкинсон (который, кстати, немного увлекался джазом), станет идеальным для новой команды. Примерно в это же время, Терри Смит работал со Скоттом Уолкером из группы The Walker Brothers. «Я отвечал за музыкальное сопровождение, а по совместительству – выполнял функции музыкального директора». Скотт был в восторге от игры Терри, поэтому он продюсировал соло альбом гитариста – “Fall Out” (1968), в создании которого принимала участие и Harry South Big Band. Затем, Терри отправляется в Японию совместно с The Walker Brothers. На обратном пути ему пришлось выбирать – либо остаться с Уолкерами или попробовать свои силы в новой команде. В конце концов, он выбрал IF, но до сих пор любит вспоминать времена его работы с американской «суперзвездой». Все музыканты были полностью убеждены в том, что джаз-рок станет наиболее важным и продуктивным направлением музыки. Дэйв Квинси вспоминает каким образом новая группа формировала свою музыкальную политику. «Если вы прослушаете эту концертную пластинку, то здесь вы обнаружите большое количество длинных замечательных соло и все они как бы вживлены в оригинальные студийные композиции. Это было значительное продвижение вперед для всех нас.» Структура группы существенно отличалась от состава все тех же Blood, Sweat & Tears or Chicago. Говорит Джон Милинг: «Одна из особенностей нашей команды заключалась в том, что у нас отсутствовала труба. Весь передний ряд состоял из саксофонов и гитары, а большинство других джаз-роковых групп имели трубы». Джим Ричардсон запомнил первую репетицию IF, которая состоялась в пабе Ислингтона под названием “The Pied Bull”, владельцем которой являлся джентльмен по кличке «Сумасшедший Фил». Этот человек в свое время занимался бальными танцами, поэтому он носил прическу, типичную для звезд кино 30-х годов. «Это был удивительный человек. Помню, как он сказал, что IF станет действительно очень «крутой» командой!» Лью Футтерман помог группе подписать контракт с “Island Records” в Британии и “Capitol” в США. Первый альбом назывался просто – “IF”. Дизайн обложки был выполнен «под металл». Произошло это в 1970 году. Говорит Квинси: «Я вспоминаю наше совместное турне с Yes. Кто-то сказал, что Yes and If звучит как Egg and Chips! Но нам нравилось название группы, а обложка альбома даже завоевала специальный приз». Терри Смит: «Мы часто играли в “Country Club” в Хэмпстеде, где промоутер Стюарт Лайонс объявлял нас как “The Ifs”. Первый важный для группы концерт состоялся в “Roundhouse” (Лондон), переполненным американцами, так или иначе имевших отношение к прогрессиву. Появление новой группы было встречено с интересом, но события развивались даже быстрее, чем того хотелось. Квинси: «Нас буквально сорвали с репетиций из любимого нами паба и отправили в Лос-Анджелес, где у трапа самолета нас ожидали представители компаний звукозаписи. Мы очутились в лимузинах и поехали сразу в отель «Голливуд»! Мы были просто шокированы!» Говорит Джим: «Мы вовсе не стремились к роскоши, но все же это было здорово!» Прошло совсем немного времени, пока сбитые с толку музыканты, постепенно освоили стиль жизни рок-богемы и вкусили все соблазны. Существует множество легенд о порезанных водяных матрацах и распутных группи. И конечно же, каждый музыкант группы честно скажет вам: «Это не про меня!» Предстояло много работы и группа отправилась на гастроли в качестве разогрева для “Traffic”, прежде чем выступить самостоятельно в клубе “Whisky A Go Go” на Сансет Стрип, где музыканты получили блестящие отзывы. Дебютный альбом был выпущен в Штатах в сентябре 1970 года и моментально вошел в чартсы журнала “Billboard”. Затем, группа отправилась в Чикаго и Нью-Йорк, где музыканты разогревали огромное количество топ-знаменитостей, таких как Майлз Дэвис, Мадди Уотерс, Вилли Диксон, Лора Ниро, The Association, Ten Years After, Rod Stuart, Black Sabbath and Grand Funk Railroad! Ричардсон передает свои впечатления от встречи с кумиром музыкантов Майлзом Дэвисом в нью-йоркском клубе. «Мы выступали в крошечном клубе. Я огляделся и вдруг увидел ЕГО прямо рядом с собой. В тот момент я просто перепугался и не знал, что делать.» Дэйв Квинси вспоминает, что именно в тот период своей работы группа испытывала сильное давление со стороны. «В тот год мы дали приблизительно 80 концертов (2 турне по США). В отличие от Cream (трое участников), нас было семеро, а это вызывало дополнительные проблемы и расходы. Терри: «Расходы группы были очень велики и мы должны были очень много репетировать. Мы ведь не могли заниматься лишь чистой импровизацией. Аранжировки были очень сложными, а Дэйв написал много разнообразного материала. Дэйв: «Мы просто хотели избавиться от старых джазовых стандартов. В отличии от Average White Band, мы никогда не были танцевальной группой.» Говорит Джим Ричардсон: «В те далекие времена люди приходили слушать музыку, а не танцевать. Но с нами находился отличный молодой рок барабанщик. Деннису Эллиоту было всего 19 лет, но он уже владел стилями джаз и рок. Он имел чувство тонкого понимания музыки.» После всего нескольких туров по Штатам, IF стала чрезвычайно популярна и в Европе. Они гастролировали по Германии, появились на бременском телевидении в программе “Beat Club”. Бесконечные концерты сказались на здоровье некоторых музыкантов. Однако, альбомы продавались хорошо, поэтому на ближайшее будущее перерыва не планировалось. Дэйв: «Нам необходимо было выпускать по 2 альбома в год, чтобы быть независимыми в финансовом отношении. Но через пару лет нам все же потребовался отдых.» Альбом “IF 2” выпустили в 1970 году, за ним в 1971 году последовал “IF 3”. А в 1972-м был выпущен “IF 4” (“Waterfall” – другое название пластинки). Квинси говорит о том, что концертный альбом 1972 года “Europe 72” служит как бы водораздельной линией между студийными альбомами группы. «Никогда еще наша музыка не была такой отточенной». Джим соглашается: «Мы хотели показать музыку «живьем». На пластинке есть одна композиция, написанная Диком “What Did I Say About The Box Jack?”, которую мы обычно исполняли на каждом концерте. На этой пластинке композиция продолжается свыше 20-ти минут. Мы вклинивали куски в композицию и она становилась все длиннее и длиннее!» Странное название происходит от одного эпизода, случившегося при записи первой студийной пластинки. Приятель Лью Футермана Джек МакДафф находился в тот момент в операторской и друзья оживленно беседовали. Неожиданно через селектор все услышали фразу, произнесенную Футерманом: «What did I say about the box Jack?”. И музыканты немедленно взяли ее на вооружение. Некоторые песни типа “Waterfall” впервые появились на “IF 4”. Солирование различных инструментов происходит по очереди. Развал этой необычной группы произошел летом 1972 года, когда серьезно заболел Дик Моррисси. Деннис Эллиот присоединился к Foreigner, которая стала суперпопулярной, а Милинг и Ричардсон решили заниматься сольной карьерой. Ходкинсон пел в группе Дэррила Вэя Wolf, но так и не появился ни на одной студийной пластинке. Затем, он вернулся в родной Манчестер, где продолжил сольные выступления. Джим играл в Лондоне в течение нескольких лет, а затем гастролировал с Georgie Fame. Дэйв Квинси сформировал новую группу Zzebra cовместно с Терри Смитом, которая также включала Лоти Амао (флейта и тенор саксофон), Гаса Идона (пианино и вокал), барабанщика Лайэма Геноки и бас гитариста Джона Маккоя. Они выпустили одноименный альбом в 1974 году, после чего Терри вместе с Диком и семьями отправились в Швецию, где они и жили некоторое время. Позже, Дик возродил “IF” и выпустил заключительные альбомы – “Double Diamond” (1973), “Not Just Another Bunch Of Pretty Faces” (1974) and “Tea Break Is Over, Back On Your Heads” (1975). И уже на следующий год Дик начал работать с гитаристом Джимом Муленом. Дик также сотрудничал с группами Herbie Man и Average White Band в Нью-Йорке. Говорит Квинси: «Развал команды происходил как бы в два этапа. Первоначальный состав группы достиг предела, когда мы стали терять иллюзии относительно всего происходящего». Говорит Терри: «Мы становились старше и гастролировать становилось все труднее. Было здорово и интересно работать, но большие деньги не приходили и тогда наступило разочарование». Джон: «Обещания, данные музыкантам, не находили своего отражения в жизни. Но так не должно было происходить. Много энергии мы тратили на ненужные склоки вокруг группы, многое было вне нашего контроля». В 1982 году сформировал свою собственную блюзовую группу куда вошли вокалист Джо Келли, органист Тони Эштон и барабанщик Микки Уоллер. В настоящее время Терри работает с органистом Бобом Стаки и ударником Крисом Карреном. На протяжении всех последних лет Дик Моррисси был не в состоянии играть из-за серьезного заболевания. Сейчас, болезнь немного отступила. Однако, Терри сообщил, что еще в 1996 году он был готов вновь объединиться со своим старинным товарищем после их случайной встречи в Португалии. И когда Дик заиграл на своем любимом саксофоне, Терри снова прочувствовал весь талант и волшебство музыканта. Завершить историю группы можно словами Квинси: «IF – это великая группа, которая своей игрой передает чары живой музыки». Дискография: 1. If – 1970. 2. If 2 – 1970. 3. If 3 – 1971. 4. If 4 – 1972. 5. If Europe ‘ 72 – 1972. 6. Double Diamond – 1973. 7. Not Just Another Bunch of Pretty Faces – 1974. 8. Tea Break Is Over, Back On Your Heads – 1975. Ссылка на эту страницу. .
Изображения не доступны

Альбомы